Казахстанское телевидение «со слов больного»
Несмотря на то, что темой заявленного круглого стола в клубе Института политических решений был, главным образом, казахстанский телевизионный контент, о содержании программ на отечественном телевидении говорили мало. Краеугольным камнем дискуссии в результате стали проблемные отношения между телекомпаниями и продюсерскими центрами. К концу заседания и вовсе выяснилось, что реальных потребностей телевизионной аудитории в Казахстане не знает никто.

 

Маргарита Бочарова, Vласть

 

Несмотря на то, что темой заявленного круглого стола в клубе Института политических решений был, главным образом, казахстанский телевизионный контент, о содержании программ на отечественном телевидении говорили мало. Краеугольным камнем дискуссии в результате стали проблемные отношения между телекомпаниями и продюсерскими центрами. К концу заседания и вовсе выяснилось, что реальных потребностей телевизионной аудитории в Казахстане не знает никто.

 

Интересы телезрителей взялся оценить экспертно-прикладной отдел ИПР, руководитель которого  Мадина Нургалиева в результате поведала собравшимся телевизионщикам о том, что почти половина опрошенных горожан предпочитает смотреть по телевизору «новости и аналитические программы». Зарубежные сериалы по своей популярности оказались лишь на четвертом месте с долей в 22,5% об этом говорят результаты проведенного социологического опроса.

 

Довольно занимательным оказалось и распределение ответов респондентов на вопрос о том, чего не достает отечественному телевидению: 22,5% опрошенных уверены, что казахстанским телевизионщикам не хватает обычной журналистской честности и объективности. К слову, лишь 9% казахстанцев не хватает «казахстанского содержания» и «экспертной глубины и аналитичности» по телевизору.

 

Бахыт Альпеисова, исполнительный директор «Седьмого канала», свое выступление начала с другой статистики – она предпочла обрисовать ситуацию вокруг развития медиа-рекламного рынка Казахстана. Она сообщила, что в 2012 году объем этого рынка составил 244 млрд. тенге, что на 13% больше аналогичного показателя предыдущего года. При этом 62,2% этих рекламных бюджетов размещается именно на телевидении. «Говорить о том, что денег на производство телевизионного контента нет – это неправильно», - заключила она.

 

Закончив с цифрами, Альпеисова перешла к перечислению «негативных трендов казахстанского медиарынка» и тут же столкнулась с неоднозначной реакцией других присутствовавших на заседании спикеров. «Из-за того, что у нас узкий рынок продюсерских компаний, нет у нас таких крупных производителей, все время…» - начала было она комментировать очередную негативную тенденцию казахстанского телевидения как, не выдержав, ее перебил телепродюсер Лев Мариупольский, заявив, что, дескать, вот же мы, тут.

 

После недолгой паузы Альпеисова в самой непринужденной манере завершила перечисление негативных трендов и перешла к конкретным рекомендациям, обращаясь при этом, главным образом, к оппонирующим ей Льву Мариупольскому и его коллеге Денису Куклину. Казалось, к ним же   обращалась в своем выступлении и Айгерим Мусабалинова, исполнительный директор новообразованной Ассоциации по развитию теле- и радиоиндустрии Казахстана. Ассоциация, в которую входят КТК, «31 канал», СТВ, «Седьмой канал» и Астана», за 2,5 месяца работы успела направить предложения по развитию и регулированию национального медиарынка в министерство информации и культуры, министерство юстиции и национальную экономическую палату Казахстана «Союз «Атамекен».

 

Исключительно позитивные эмоции у участников круглого стола вызвало выступление вице-министра культуры и информации Армана Кырыкбаева, который также говорил о «достаточности» денег, вкладываемых государством в телевизионную отрасль. Рассказывая об измененной тарифной политике, чиновник, например, упомянул, что базовая стоимость минуты для производства документальных фильмов увеличилась с 50 тысяч до 180 тысяч тенге. Кроме этого, он отметил, что «тариф для негосударственных СМИ у нас в этом году увеличен в 25 раз» - если раньше один час телевизионного времени на частных каналах стоил государству 200 тысяч тенге, в настоящее время одна минута оценивается в 50 тысяч тенге.

 

Благодарность за изменение тарифов, положенных в основу государственного информационного заказа вице-министру культуру и информации выразил, в частности, Мариупольский. Он же, кроме этого, первым делом заявил, что социологические исследования предпочтений аудитории нужно оценивать крайне осторожно. В качестве примера продюсер указал на «лицемерие» казахстанских мужчин, которые, заявляя о своем интересе к всевозможным историческим реконструкциям, в действительности смотрят «тачки, телки и спорт». Его поддержала Светлана Федорова, управляющий директор агентства «Хабар», которая уверена в том, что люди просто «хотят показать себя лучше, чем они есть».

 

Батыр Казыбаев, генеральный директор медиахолдинга «Алаш Медиа Групп», продолжил тему объективности измерения предпочтений телезрителей, однако в своей речи коснулся деятельности TNS Gallup Media Asia. От имени всего медиасообщества он выразил сомнение относительно результатов, демонстрируемых теми 700 так называемыми пиплметрами, на которых основаны данные Gallup. «Мы не знаем, кто эти люди», - уверенно заявил он. Пояснить присутствующим, кто все-таки эти 700 человек, никто на круглом столе не смог – представители компании, хоть и были приглашены на мероприятие, на нем так и появились.

 

Мерную дискуссию нарушило довольно эмоциональное выступление Ибраша Нусупбаева, главного редактора «Формулы S», которому по ходу дискуссии показалось, что он совсем не в Казахстане находится. Он доходчиво поведал присутствующим о том, что, по его мнению, все и так знают: «телекомпаниям нужны деньги», поэтому совершенно не важно, с каким продуктом приходят к ним производители программ – «главное, не нарушай закон». Выход из сложившейся вокруг казахстанского телевизионного контента ситуации Нусупбаев видит простой: «Если вы действительно хотите качественный продукт и на казахском языке, и на русском языке, обратитесь к производителям программ, и мы сделаем вам этот продукт!», - сказал он, обращаясь как к телекомпаниям, так и к государству от имени этих самых производителей.

 

Неприкрытое недовольство спикеров вызвало смелое предложение Куклина о том, чтобы лет эдак на тридцать просто-напросто закрыть казахстанское информационное пространство от российских и зарубежных телепродуктов, чтобы уж наверняка обеспечить смотрибельность казахстанского контента. Тележурналист Борис Стадничук назвал этот шаг не иначе как «недобросовестной конкуренцией», и в целом посетовал на то, что ему как человеку образованному смотреть по телевизору на сегодняшний день нечего, хотя и он, как зритель, имеет полное право «иметь свой какой-то уголочек в сердце».

 

Менее сентиментальным получилось выступление кинокритика Олега Борецкого, который честно признался, что по ходу дискуссии насчитал 32 упоминания слова «контент», однако ему (как, вероятно, и многим присутствующим) так и осталось непонятным, на что все-таки он способен, ведь тема круглого стола звучала как «Казахстанский ТВ-контент: не конкурентен, но способен». Тему заседания в заключении не стал комментировать и Кырыкбаев, зато не преминул расставить все остальные точки над i.

 

Он сообщил, что мощности созданного в Астане медиацентра вскоре будут доступны всем частным телеканалам, двуязычный формат некоторых телевизионных программ не оправдан с точки зрения законодательства, все поступающие в министерство предложения подробно рассматриваются, а министерство уже ведет работу над созданием собственного «измерителя» зрительских предпочтений. «Мы за правду, что называется», - сказал напоследок собравшимся вице-министр культуры и информации.

 

Важно: Не допускается полная перепечатка материала в других СМИ. Может быть перепечатано не более одной трети материала, гиперссылка на сайт www.vlast.kz  обязательна в первом абзаце материала.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики