Мажилис впервые за несколько лет принял решение рассматривать законопроект в трех чтениях. Камнем преткновения стали поправки в законодательство, регулирующее деятельность Назарбаев интеллектуальных школ. Депутаты в ходе дискуссии с министром образования и науки Асланом Саринжиповым пришли к выводу, что документ недоработан.
Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования деятельности автономных организаций образования» по сути, должен сделать Назарбаев интеллектуальные школы самостоятельными учреждениями. Так, в Налоговый кодекс предусматривается внести поправку в части освобождения от ИПН учащихся, направляемых автономными организациями образования на образовательные и научные мероприятия. Предлагается упростить применение действующих норм по ИПН при направлении автономными организациями образования работников дочерних организаций на обучение, повышение квалификации или переподготовку. Также упрощается администрирование действующих норм для автономных организаций образования, по корпоративному, подоходному налогу с доходов нерезидентов.
«По вопросу целевого вклада предлагается предусмотреть право автономной организации образования по решению попечительского совета перераспределять суммы целевого вклада в соответствии с поручением высшего попечительского совета или его председателя. А также экономию по расходам в соответствии с уставными целями», - добавил министр.
По академическим вопросам, отметил он, предлагается законодательно урегулировать вопросы грантового и стипендиального обеспечения образовательного процесса в университете и интеллектуальных школах, регламентировать вопрос присуждения грантов, назначение выплаты стипендий в соответствии к существующей данных организаций практикой.
«Согласно практики передовых иностранных университетов факультеты являются отдельными юридическими лицами, что значительно усиливает качество и эффективность их работы. В целях применения указанного опыта предлагается распространить академические права автономных организаций образования на их организации», - объяснил Саринжипов.
Пока депутаты рассматривали законопроект, больше всего их заинтересовал вопрос стоимости обучения. По информации депутатов, оплата обучения в школе стоит 1,5 млн. тенге. Однако министр заверил: обучение в Назарбаев интеллектуальных школах ведется за счет бюджетных средств.
«Мы определяем, сколько детей каждая школа примет и выделяем отдельно госзаказ. На каждого ребенка мы оплачиваем эту сумму, из которой затем школы оплачивают свои текущие расходы – это зарплата учителей, коммунальные услуги и так далее», - заверил он.
А вот председатель правления Назарбаев интеллектуальные школы Куляш Шамшидинова рассказала, что стоимость обучения в их учреждениях в текущем году составляет 1 миллион 656 тысяч тенге.
«Что касается 1,5 млн, о чем вы сейчас разговор ведете, это международная платная школа, которая с первого класса – 1 миллион 300 тысяч, и дальше растет. Туда входит полностью вся стоимость. Других денег там нет. Да, в стоимость обучения питание не входит. Если питание будет входить, обучение будет еще дороже», - рассказала она.
Саринжипов подтвердил, что действительно есть одна школа, где с родителей берут такие суммы, но «она была открыта отдельно, поскольку поступали многочисленные просьбы от населения».
Что же касается законопроекта, то, обсуждая его во втором чтении, без присутствия министра образования, депутаты пришли к выводу, что в его нынешнем виде документ одобрять нельзя. Нуртай Сабильянов нашел в документе недочеты: законопроектом вносятся новые дополнения в Бюджетный кодекс, согласно которым предусматривается, что перераспределение сумм целевого вклада осуществляется в порядке, установленном законодательными актами.
«Какая необходимость была в принятии данного дополнения? Поскольку, согласно Бюджетного кодекса, целевой вклад направляется на цели, определенные в законодательных актах, то зачем еще раз перераспределять целевой вклад законодательными актами? В случае принятия данного дополнения, как определяются показатели результативности целевого вклада в деятельность автономных организаций образования? Не приведет ли данное дополнение к неэффективному использованию бюджетных средств?», - задался вопросами депутат.
Омархан Оксикбаев поддержал своего коллегу, заявив, что вносимые в Бюджетный кодекс поправки в части предоставления права перераспределения целевых средств противоречат установкам главы государства.
«Через эту поправку мы нарушаем принцип адресности использования бюджетных средств и уводим автономные организации образования от ответственности за целевое и несвоевременное использование бюджетных средств. А также нейтрализуем ответственность руководителей автономных организаций за достижение показателей результативности целевого вклада, предусмотренных в Бюджетном кодексе», - пояснил Оксикбаев.
В итоге депутаты высказали предложение оставить законопроект на третье чтение. Из 92 депутатов, присутствующих в зале, трое воздержались, четверо проголосовали против, а остальные согласились с данным предложением.