• 10374
Откуда Казахстану ждать информационной атаки или почему Максимовская не приехала в Астану?

Тамара Вааль, Астана, Vласть

Фото автора

Крепка ли в стране информационная броня? Ответ на этот вопрос искали накануне эксперты в Астане на первом форуме региональных средств массовой информации в Астане. 


Если кратко резюмировать мероприятие, то можно отметить - единого мнения на этот счет нет, вообще ни на какой счет его нет. Марианна Максимовская не приехала на форум. Зато повезло региональным телеканалам, которые внезапно оказались перед блестящей возможностью быть бесплатно включенными в вещание крупнейшего кабельного оператора Алма-ТВ.

Форум собрал несколько десятков журналистов со всех регионов страны. Все ждали главную героиню форума – генерального директора телекомпании РЕН-ТВ Марианну Максимовскую. Когда же оказалось, что почетной гостьи не будет, многих постигло серьезное разочарование. За несколько часов до мероприятия, ночью она сообщила, что не сможет прилететь в Астану и прислала видеообращение для участников форума.

«Мне невероятно жаль, что я не смогла приехать и быть сегодня вместе с вами. Тут в Москве пришлось неожиданно брать интервью у нашего премьер-министра, с журналистами иногда такое случается. Я очень хотела попасть в Казахстан, страну, которая так быстро развивается и увидеть своими глазами как различные СМИ в вашей стране выстраивают отношение с властью, бизнесом и обществом. У нас тут в России с этим взаимодействием есть, мягко говоря, очевидные проблемы. Лично я уверена, что без независимой прессы никакая страна не может быть свободной, а в не свободной стране люди живут хуже», - сказала она.

Основной темой мероприятия была заявлена информационная безопасность Казахстана, которая, как отметил директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин, в последнее время довольно часто обсуждается. По его мнению, сегодня государство видит проблемы в этой сфере и принимает соответствующие меры. Однако, чтобы дискуссия по информационной безопасности была более продуктивной, необходима «очная ставка» представителей СМИ, рекламодателей, рекламщиков и тех, кто составляет рейтинги.

«Без участия этих трех основных субъектов рынка, обсудить в полном охвате проблемы медиа-рынка, касательно информационной безопасности не получится. Потому что к сожалению, мы не знаем от чего реально отталкиваться», - подчеркнул Карин.

Сегодня государство распределяет финансирование средствам массовой информации, отталкиваясь от рейтинга. В их прозрачности засомневался председатель совета директоров АО «Национальный институт повышения квалификации Орлеу» Мурат Абенов. По его словам, в итоге, всего 10 телекомпаний получат дотации, а все остальные остаются за бортом.

«Оценку дает компания, которая в первую очередь, направлена на то, чтобы измерять рейтинг с точки зрения рекламодателя. Не с точки зрения политики, идеологии, а именно с точки зрения бизнеса. И рекламодателей не интересуют сельские жители, хотя 50% населения живет на селе. Рейтинг замеряется только в городах, с населением не менее 200 тысяч человек. У наших региональных СМИ в принципе не может быть возможности получить доступ к тому пирогу, который делят. Рекламный рынок бесконечно увеличиваться, но все будет делиться между этими десятью компаниями», - сказал Абенов.

По его мнению, рейтинг СМИ сегодня должен оцениваться по другой схеме, либо не учитываться вовсе, чтобы все работали в равных условиях.

А вот президент медиа-холдинга «ТАН» Арманжан Байтасов выразил протест против того, чтобы государство вообще давало деньги напрямую средствам массовой информации. По его подсчетам – это около 500 млн долларов ежегодно. Эти средства, считает он, нужно тратить на создание хорошего качественного контента.

«Как только государство начнет давать деньги, то нам, масс-медиа, достаточно тяжело избавиться от этой внутренне маленькой самоцензуры. Если государство заинтересовано в информационной безопасности, то оно могло бы вложиться в контент и поддерживать наших телепроизводителей: создание телесериалов, фильмов. И таким образом, мы могли бы насытить эту контентную базу и сделать наш эфир более привлекательным и более конкурентоспособным», - уверен он.

Жомарт Ертаев, финансист и консультант совета директоров RBK Bank, ставший недавно гендиректором крупнейшего оператора кабельного телевидения ТОО «Алма-ТВ» тут же подхватил тему: он напомнил - в стране с попеременным успехом ведутся разговоры о строительстве в Алматы специального павильона, который бы смогли эксплуатировать для создания собственного контента все СМИ, в том числе и региональные.

«Какие-то ассоциации возникают, какие-то форумы возникают, потом уходят и исчезают, а что-то конкретное будет предложено рынку? Если будет создан какой-то павильон, то Алма-ТВ посильно готов поддержать его бюджетом для того, чтобы создавать качественные передачи в дальнейшем», - отметил Ертаев.

«Мы воспользуемся этой возможностью. Мы заинтересованы в создании большого серьезного павильона в Алматы», - заверил в свою очередь Байтасов.

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Рахим Ошакбаев разговор начал о том, как трудно локальным СМИ конкурировать с российским контентом. Да и аудитория все больше, по его мнению, уходит в социальные сети – там информация проще, компетентнее и свободнее.

«Тема - актуальная, и нам сообща надо принимать усилия, чтобы повышать доверие к источникам информации, качества для того, чтобы наращивать свою информационную безопасность», - подчеркнул он.

Помочь региональным средствам массовой информации стать более конкурентоспособными готов Жомарт Ертаев. А его компании готовы предоставить уже с будущего года платформу для трансляции региональных каналов. Причем, бесплатную. Говоря же об информационной безопасности, Ертаев отмечает, что слово "защита", подразумевает нападение:

«Но насколько я могу судить как потребитель, и сегодня уже как представитель СМИ, никаких нападений или нападающих на нас я пока не заметил. Поэтому, я думаю, что и защищаться нам не приходится. Я думаю, что мы немного демонизировали ту ситуацию, которая есть, как мне кажется, в медийном поле. Давайте называть вещи своими именами, это часто звучит в кулуарах, мы защищаемся от в том числе от российской идеологии, от российских СМИ. Это в корне неправильно».

Неправильно, считает Ертаев, потому что зритель сам идет на качественный контент, который представляют преимущественно российские СМИ. Все честно.

Российский журналист Павел Селин внимательно следил за ремарками, а затем отметил:

«Мне очень понравились выступления коллег по поводу того, что действительно российский контент богаче, его очень сложно перешибить. И вот чем его можно перешибить? Чем?» - обратился он к коллегам.

А решить вопрос можно с помощью хороших и квалифицированных кадров. Селин вспомнил о сильнейшей школе «Интерньюса в России», из стен которой вышли десятки талантливых журналистов. И именно молодые, талантливые и обученные смогут конкурировать и со своими республиканскими коллегами, и с российскими.

«Поэтому обучение планомерное, масштабное, обучение бойцов рядовых бойцов ТВ фронта – оно дает рано или поздно свои успехи. И тут уже, конечно, дело за государством. Как мы знаем, Интерньюс в России был уничтожен, к огромному сожалению, и сейчас такие телекомпании как ТВ-2 в Томске терпят большие проблемы. То есть тут уже я думаю, что это уже следующая тема – взаимодействие государства и СМИ. Один из рецептов, как бороться с федеральными СМИ и со СМИ иностранных государств - это планомерное обучение простых журналистов, чтобы создавалась хорошая журналистская школа», - отметил Селин.

Несмотря на название мероприятия, тех самых региональных журналистов практически не было слышно. Лишь Татьяна Талаева, журналист из Актобе, отметила, что в Казмедиацентре, построенном в Астане - очень хорошая площадка, где можно было бы обучать молодых специалистов.

«Почему мы не используем площадку, а пытаемся строить павильоны где-то. И почему Казмедиа должно зарабатывать деньги на региональных журналистах? Я думаю, что каждый руководитель СМИ готов дать рекомендательное письмо и отправить своего сотрудника на обучение, взять затраты по проживанию, проезду, но извините, обучать и развивать отрасль – это наша общая задача», - резюмировала Талаева.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики