Наряду с такими важными и резонансными темами как кадровые перестановки в высших эшелонах власти и ликвидация последствий урагана на юге Казахстана телевизионщики на прошедшей неделе озаботились вещами куда менее масштабными. Непристойный жест в адрес кортежа с высокопоставленным чиновником стал не только темой обсуждения в социальных сетях, но и предметом тщательного анализа на отечественном телевидении.
Маргарита Бочарова, Vласть
Наряду с такими важными и резонансными темами как кадровые перестановки в высших эшелонах власти и ликвидация последствий урагана на юге Казахстана телевизионщики на прошедшей неделе озаботились вещами куда менее масштабными. Непристойный жест в адрес кортежа с высокопоставленным чиновником стал не только темой обсуждения в социальных сетях, но и предметом тщательного анализа на отечественном телевидении.
Павлодарец Канат Шалахаев за несколько дней успел стать казахстанской знаменитостью - практически символом противостояния власти. И все благодаря тому, что стражи порядка не смогли остаться равнодушными к «безобидному, на первый взгляд, поступку» молодого человека, отмечает в своем «Дневнике» Гульжан Мукушева. «Не знаю, как бы поступили полицейские, если бы Шалахаев это же проделал с кем-нибудь из прохожих…», - продолжает она, имея в виду показанный парнем средний палец проезжающим мимо «высокопоставленным гостям из столицы».
«Один в поле воин – пусть даже это один палец левой руки безработного павлодарца» - именно с таких слов начался сюжет о прогремевшем на всю страну происшествии. Несмотря на то, что на суде правонарушитель в содеянном сознался и выразил искреннее раскаяние, пяти суток административного ареста Канату избежать не удалось. Освободившись, молодой человек общению с ожидающими его журналистами предпочел «вечернюю пробежку с ускорением».
Корреспонденты отечественных СМИ усмотрели в произошедшем с павлодарцем небывалый прецедент, чего, очевидно, не скажешь о самом арестованном. Молодому человеку, оказалось, невдомек, что «в кодексе об административных правонарушениях о непристойных жестах нет ничего», отмечает журналист «Астаны.
В попытках выяснить вдруг озадачивший всех вопрос, является ли упомянутый жест действительно таким непристойным, съемочная группа обратилась к вице-президенту Казахского общества глухих Серику Тумбетову. Последний, не понаслышке зная о действительном значении большинства жестов, посоветовал парню впредь «выражать свои чувства на культурном человеческом языке». Изучив опыт Европы, Объединенных Арабских Эмиратов и Римской империи, телевизионщики также пришли к неутешительному выводу: «демонстрация среднего пальца повсеместно выражает грубость и ругательство».
После тщательного изучения истории вопроса, журналисты продолжили свои попытки поговорить с главным действующим лицом, которого регулярно не оказывалось дома в момент приезда команды тележурналистов. От интервью на камеру не отказался только отец Каната, который с уверенностью заявил, что сын отсидел ни за что. Слова Шалахаева-старшего, по мнению журналиста, «перевернули все с ног на голову»: теперь речь шла уже о незаконном задержании с применением к парню грубой физической силы. Однако, похоже, что история своего продолжения все-таки не получит. После визита в семью Шалахаевых участкового ее члены решили, что доказывать свою правоту «после драки» не имеет никакого смысла.
Подводя альтернативные итоги недели, журналисты другой программы – «БЛОGПОСТ» – случай с 22-летним павлодарцем также не обошли стороной. По словам ведущего программы Александра Журавлева, «простой протест» безработного парня вызвал широкий резонанс не только среди казахстанцев: «все ближнее зарубежье новость ту нашу читает». Однако вполне закономерно, что именно казахстанцы решили поддержать своеобразный протест Каната, который, по словам журналистки СТВ, даже не подозревал, «кто может ехать в сопровождении мигалок».
Происшествие было бы не таким примечательным, если бы не разносторонняя реакция на него в основном со стороны отечественных интернет-пользователей. Авторы сюжета почему-то решили включить в сюжет отрывки из клипа анонимных рэперов (предварительно назвав их «блогерами»), в композиции которых можно было различить примерно такие слова: «Средний палец вверх прокурорам и судам, палевным погонам – средний палец вверх, грешникам в законе – средний палец вверх».
После таких красноречивых выражений слово предоставили Мурату Телибекову, руководителю Союза мусульман Казахстана, который хотя и выразился в духе предшествующей музыкальной композиции, но в рамках приличных выражений. По его мнению, в данном случае на лицо «гипертрофированная страсть наших чиновников, обслуживающего класса угодить, перестраховаться», готовых «попирать элементарные человеческие права» вопреки закону.
На протяжении всего сюжета корреспонденты СТВ дважды выразили сомнение в том, что спикер верхней палаты парламента Кайрат Мами и сопровождающий его аким области видели направленный в сторону их кортежа неприличный жест молодого павлодарца. Тем не менее, уверенность в неотвратимом наказании журналисты со ссылкой на отечественных судей все-таки подчеркнули: «за некультурный палец наказывать теперь будут всех – мест в камерах для этого дела им не жалко».
Символично, что прошлая телевизионная неделя началась с программы «Открытая студия», в которой Нурлан Еримбетов огласил начало цикла программ, посвященных духовной составляющей казахстанского общества. Преимущественно речь шла о религии, но с акцентом на неокрепшие умы нашей молодежи. Ведущий не в первый раз в эфире задался вопросом, почему, если количество верующих в стране неуклонно растет, «статистика сегодня говорит о том, что мы не стали лучше».
При обсуждении особенностей казахстанской молодежи от гостей в студии звучали тезисы как о «личностных проблемах» молодых людей, которые толкают их к необдуманным поступкам, так и об их способности «нестандартно думать». «Большой проблемой для всех нас» назвала Айгуль Садвокасова, руководитель Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений Академии государственного управления при президенте, несоответствие ожиданиям молодежи семьи, религии, школы и гражданских институтов. В результате, усиливающаяся индивидуализация человека «сопутствует его отчуждению», дополняет она.
Известный случай в Павлодаре также можно рассматривать в контексте характеристики казахстанской молодежи, по поводу которой эксперты и политики, вероятно, уже не питают излишних иллюзий. Да и само молодое поколение дает все меньше поводов для гордости на национальном уровне. Жест Каната Шалахаева для одних стал символом неумелого, но все же протеста. Другие усмотрели в этом не что иное, как проявление низкой культуры, и даже откровенного хулиганства…