Телеобзор: Метеорит как предчувствие
Отечественных телевизионщиков не на шутку взволновало внушительных размеров небесное тело, которое, пролетев над Казахстаном, скрылось в пучине российского озера Чебаркуль. Взволновало настолько, что редакторы некоторых итоговых программ предпочли начать с этой сенсационной новости свои выпуски, оставив на потом проблемы отечественного скотоводства и грядущей реформы органов внутренних дел. Можно было подумать, что не ровен час, как следующий метеорит приземлится уже на территорию нашей республики.

Маргарита Бочарова, Vласть

Со всей возможной серьезностью к изучению проблемы подошли журналисты «Астаны»: Гульжан Мукушева в своем «Дневнике» не побоялась озвучить самые пугающие предположения касательно свалившегося на Челябинск метеорита, сказав, что последний «вполне реально мог стать костанайским». По ее словам, жителям именно этого региона посчастливилось наблюдать за последними секундами до взрыва метеорита в 20 километрах от земной поверхности.

Один из найденных корреспондентами очевидцев с удовольствием воспроизвел на камеру собственные впечатления о нечастом для землян явлении. Наш соотечественник рассказал, что, находясь в момент взрыва космического болида за рулем автомобиля, заметил яркую вспышку справа. Испуг мужчине добавил тот факт, что летящее космического тело сопровождал густой шлейф дыма, а сам метеорит раскололся на три заметных части красного цвета.

После перечисления всех физических характеристик Челябинского метеорита и красноречивого описания принесенного им городу ущерба, сюжет стал напоминать историческую хронику нескольких последних… веков. Оказалось, история падающих на землю космических тел ведет свое начало с 15-го века, когда 126-килограммовый метеорит упал на один из средневековых французских городков. Тот метеорит постигла весьма любопытная участь: он был прикован цепями к городскому храму, чтобы уж точно «не улетел обратно в небо».

Далее журналисты намекнули было на связь упавшего на Челябинск болида с другим пролетающим в опасной близости от земли астероидом, но, не найдя таковой, вынуждены были констатировать, что траектория небесного тела «размером с плавательный бассейн» разительно отличается от траектории метеорита. К слову, ближе всего гигантский астероид весом 130 тысяч тонн подлетел к Индонезии, но, пролетев, в 28 тысячах километров от земной поверхности, благополучно скрылся в космической дали, не причинив ни малейшего материального ущерба.

«На днях из космоса бомбили соседний Урал», - с такой незатейливой ноты Александр Журавлев начал свой воскресный БлоGпост, предварительно порадовавшись, что теперь уже точно «пронесло». По традиции приведя данные о метеорите, его размерах, массе и количестве пострадавших жителей города (которые, кстати, в цифровом эквиваленте значительно отличались от приведенной в других программах информации), ведущий перешел к демонстрации снятых находчивыми челябинцами видео. Ролики, снятые с эффектом «трясущихся рук», сопровождались оригинальными комментариям: люди то ли шутя, то ли взаправду называли разворачиваемое перед ними светопреставление «бомбардировкой» или «артподготовкой».

Видео очевидцев перемежались в сюжете с невозмутимого вида президентом России Владимиром Путиным, который как нельзя кстати заметил, что уязвимой является не только российская экономика, но и вся планета Земля. Сразу после призыва Путина, в первую очередь, помочь пострадавшим людям на экране снова появилось видео из вмиг ставшего известным всему миру Челябинска с жизнеутверждающим закадровым текстом, обращенным к челябинским «мужикам»: «Самое интересное только начинается!».

Журавлев также отметил, что в тот памятный день не обошлось и без «откровенных подстав, если не сказать, провокаций». Он сообщил, что один из российских федеральных каналов позаимствовал у одного из интернет-пользователей якобы «эксклюзивный» ролик с кадрами «обугленных, местами горящих воронок» от падения метеорита. Наш тележурналист сделал из этого самый что ни на есть правильный вывод: «Не верьте всему, что выложено в интернете, и всему, что вещает телевизор тоже».

Зачитав напоследок несколько распространенных шуток про челябинский метеорит, Журавлев, как бы извиняясь, произнес: «Порой темы попадаются, где чувство юмора имеет самый животворящий эффект».

Вероятно, у ведущего «Портрета недели» такого искреннего порыва поюморить в эфире республиканского канала не возникло, поэтому Сергей Пономарев начал с заявления о том, что вспышки в небе «изрядно напугали жителей Актобе и Костаная». Продолжая тему, он высказал мнение о том, что «конец света наступает постепенно, но неотвратимо». Подводку к сюжету Пономарев и вовсе закончил на откровенно пессимистической ноте: обратившись сразу ко всем землянам, он заявил, что «если из космоса полетит что-то серьезнее, предупреждать нас никто не будет».

Корреспондентка КТК будто вела репортаж с места событий, тревожным голосом описывая происходящее во всех красках: «Воют машины, дребезжат окна, пропадает сотовая связь <…> Обломки космического тела практически накрыли город».

«Незапланированное космическое шоу», как известно, видели и в Казахстане. Перепугавшиеся актюбинцы на камеру рассказывали журналистам КТК об огненном шаре зеленого (!) цвета, который по незнанию приняли за корабль инопланетян. «Массовая истерия» в Актобе вынудила сотрудников чрезвычайных служб города отправить на место предполагаемого падения метеорита поисковый отряд, но, как и ожидалось, ничего найдено не было.

Нашли телевизионщики и казахстанца, оказавшегося в момент падения метеорита в городе. «В Челябинск поехал встретиться с отцом, а встретился с метеоритом», - многозначительно заметила журналистка КТК. Оказалось, парень с метеоритом в буквальном смысле, конечно, не встретился, но об «обжигающем» свете от взрыва, который ощутили на себе горожане в центре, на радость журналистам все же рассказал.

Необходимо заметить, что и в этом сюжете точные данные о характеристиках упавшего на Челябинск небесного тела и вызванного им ущерба заметно расходились с другими сообщениями об этом уникальном для Земли событии. Выходит, с абсолютной точностью наши телеканалы рассказали зрителям лишь о том, что такой редкий случай зафиксирован. Резонно предположить, что и сообщения о «массовой истерии» в Казахстане и «зеленом цвете» пламени от взрыва метеорита порядком искажены.

Наряду с уникальным характером явления, постигшего Челябинск, вызывает удивление и повышенное внимание к нему со стороны отечественных телевизионщиков, для которых новости о метеорите вмиг обесценили не менее важные общественные проблемы, остро стоящие на повестке дня. Остается лишь порадоваться тому факту, что некоторые тележурналисты Казахстана (к примеру, Артур Платонов или Геннадий Бендицкий) не посвятили Челябинскому метеориту драгоценные минуты своего эфирного времени.