Новый телесезон - это за редким исключением большая радость и долгожданное событие для зрителей и телевизионщиков. Между тем, нередко находится нечто, омрачающее всеобщее веселье. Vласть пересмотрела программу нескольких последних недель и нашла несколько поводов огорчиться.
Казахстанскую телеаудиторию довольно сложно обвинить в завышенных ожиданиях. Рядовой телезритель уже давно не ждет от картинки в своем телевизоре чего-то особенного. Скандалов? Пожалуйста! Семейных драм? На любой вкус. Грубых чиновников, закрывающих двери перед носом журналистов? Сколько угодно! Не достает, пожалуй, только одного - действительно качественных эксклюзивных материалов на самые обсуждаемые темы повестки дня, недели, месяца.
Однако было бы несправедливым обвинить всех телевизионщиков в тотальной лени и нежелании искать столь ценные для аудитории материалы и кадры. Прецеденты, к счастью, все еще случаются. Неутешительным в этой ситуации является лишь то, что результаты проделанной работы не всегда появляются в эфире. Так, например, произошло с небезызвестным документальным фильмом телеканала «Тан» - «Майдан глазами казахского журналиста».
В телепрограмме фильм появлялся несколько раз - последний раз зрителям его обещали продемонстрировать в минувшую пятницу, 3 октября. Как раз накануне Vласти удалось лично побеседовать с руководителем канала Арманжаном Байтасовым, который после ряда настойчивых вопросов все же признался, что по телевизору казахстанцы едва ли смогут оценить работу Касыма Аманжола и его команды. По ответам можно предположить, что фильм не вписался в политическую конъюнктуру.
К слову, это уже не первый подобный случай в практике казахстанского телевидения. В прошлом году с не меньшей помпезностью телеканал КТК анонсировал «Нашу правду» о годовщине трагических событий на Арканкергене. Однако тогда причина невыхода программы в эфир лежала в этической плоскости, как рассказал редакции генеральный директор канала Арман Шураев. Он предпочел не намекать на полученные им телефонные звонки, а решительно возложил всю ответственность на собственный канал - дескать, зря попытались такую тему осветить в рамках развлекательного формата ток-шоу.
Отсутствие в эфире программы или фильма - это одна беда. Куда неприятнее осознавать, что твоя любимая передача отныне выходит в другое время - например, тогда, когда до конца рабочего дня остается еще, как минимум, два часа. Пожалуй, именно по этому поводу сейчас могут огорчаться поклонники ток-шоу «Выход есть!» на «Седьмом канале». Программа, которая стартовала в марте прошлого года и выходила исключительно в вечерний прам-тайм, внезапно потеряла свое завидное месте в сетке вещания канала.
Теперь ток-шоу хоть и выходит в «веселую пятницу», но задолго до начала какого-либо веселья - в 16:00. Больше всего данное обстоятельство, должно быть, огорчает ведущую ток-шоу Майю Бекбаеву, ведь новый сезон авторами проекта позиционируется не иначе как «женский». Для нее время выхода программы - «больной вопрос», комментировать который она предпочитает довольно сдержанно, все еще надеясь, что «ситуация поменяется».
Однако и те популярные ток-шоу, которые выходят именно тогда, когда зритель готов их смотреть, постепенно перестают радовать новизной лиц и разнообразием мнений. В прошлый пятничный вечер у постоянных зрителей КТК могло случиться дежа-вю: на экране в декорациях студии «Нашей правды» с Алексеем Шахматовым в своем привычном ядовито-розовом одеянии беседовала уже известная казахстанским зрителям Карина Барби. Внезапно сложилось впечатление, что двух лет с момента начала вещания программы как не бывало. Круг замкнулся.
Ни для кого из журналистов, разумеется, не секрет, что экспертов, готовых прокомментировать на камеру или в студии тот или иной животрепещущий вопрос, совсем немного. С тем, что в креслах гостей ток-шоу, мы из недели в неделю видим одних и тех же людей все вроде бы уже смирились. Никто не видит в этом ничего постыдного. Но едва ли приглашение на программу той, которая два года назад уже вызвала в эфире негодование всех и каждого, сможет и в этот раз сыграть на руку телевизионщикам. Скандальчики в телестудиях по-прежнему остаются одним из самых действенных способов привлечения аудитории, однако их сценарии уже давно не отличаются большим разнообразием. А если уж еще и персоналии не будут меняться…
И нельзя не отметить, что на прошедшей неделе еще один республиканский телеканал успел отличиться - в негативном смысле этого слова, разумеется. Большая часть активного интернет-сообщества уже давно заметила, что генеральный директор 24.KZ Александр Аксютиц значительную часть своего рабочего времени проводит за просмотром телевизора и последующим комментированием всего увиденного на своих страницах в социальных сетях. Человека понять можно - его работу отделить от просмотра казахстанских каналов чрезвычайно трудно, поэтому и речь не о нем.
В прошлый вторник твит Аксютица об одном «страшно амбициозном канале» вызвал довольно живой отклик у аудитории. В своем аккаунте он опубликовал кадр из новостного выпуска Первого канала «Евразия», на котором один из спикеров говорил, как минимум, в пять микрофонов. К удивлению многих телевизионщиков с других каналов, логотипы их телекомпаний были бережно «затерты». Вероятно, в новом сезоне канал решил избрать новые методы для поддержания собственных рейтингов, которые в профессиональной среде были восприняты, мягко говоря, неоднозначно. Да и у критически настроенных зрителей рано или поздно, наверняка, тоже появятся вопросы к любимому каналу.
Непредсказуемость отечественной телеиндустрии поражает подчас даже больше, чем заявления депутатов на пленарных заседаниях. Между тем, в то время как личные рейтинги политиков в Казахстане становятся действительно важными лишь в преддверии выборов, каналам не стоит забывать, что выбор между «смотреть» или «не смотреть» рядовой телезритель с пультом в руках совершает каждый день.