Уходящая макулатура

Аскар Актлеуов, Актюбинская область, специально для Vласти

Фото автора

В Актобе пустеют газетные киоски. Vласть попыталась выяснить, почему падают тиражи региональной прессы и по каким причинам реализаторы вынуждены искать новые возможности для сбыта периодической печати. 


Пенсионеры уходят в сеть

Алексей Кущ - директор актюбинской компании ТОО «Райдер», много лет занимающейся реализацией печатной периодики в городе. Он рассказывает, что основного покупателя – пенсионера – с каждым годом все меньше. Даже зрелые люди осваивают интернет и отдают ему предпочтение. Молодежь уже давно всю необходимую информацию черпает не из утренних газет, а из сети.

- Самым лучшим для реализаторов периодом оказались «нулевые». Сейчас в наших киосках есть и казахстанские газеты-журналы, и российские, но продажи уже не идут так хорошо. А в последние годы пришло понимание – нам нужны жвачки и сигареты. Без них, поверьте, киоски не выживут, построить бизнес чисто на продаже газет - нереально, - рассказывает Кущ.

У ТОО «Райдер» в Актобе – 20 с лишним киосков. Продавцами в них работают пенсионеры: молодежь соглашается редко – занятие это скучное, да и не сильно прибыльное. Сейчас в киосках 2/3 занимают казахстанские издания на русском языке. Еще часть – российские. Газет и журналов на казахском языке – мало.

- В России печатная продукция в этом году сильно подорожала. Говорят, цена на бумагу растет. Когда перед ним возникает выбор, то человек сделает его в пользу булки хлеба, а не газеты, - говорит собеседник, - Газета – это же скоропортящийся продукт. Один-два дня. Ну, неделю, максимум.

По его словам, это 3-4 года назад в Актобе ощущался газетный бум - почти каждую неделю открывались новые газеты, сейчас их чаще закрывают:

- Раньше даже газеты, состоящие из одних кроссвордов, раскупали, как горячие пирожки, потом поняли, что головоломки можно решать в телефоне или в интернете. И гороскопы - тоже можно прочитать в сети, - не без грусти говорит Алексей Кущ.

То что появлялось на газетных страницах, редакции старались не сразу публиковать в онлайн-версии. Но быстро пришло понимание - это не выход. Газеты покупают в основном те, кто не дружит с глобальной сетью. Но таких - все меньше.

Звездный час «Казправды» - ЕНТ

Как ни странно, из-за кризиса бюджетные организации урезают бюджет на подписку. В этом году это особо ощущается. К тому же, одна из местных газет который год отслеживает принудительную подписку. Поэтому с такими механизмами «раскрутки» теперь обращаются аккуратнее.

Информации на бумажных носителях скоро совсем не станет, будут продаваться только толстые глянцевые издания, предполагает наш собеседник. Владелец сети возмущается тем, что не может себе позволить обновить киоски или автопарк.

- Недавно был в Самаре, там 400 киосков работает – на миллион человек. В нашем 400-тысячном Актобе - всего 40. Я не скажу, что в Самаре молодежь читает газеты. Может, у них население "пожилое". Правда там тоже продают те же жвачки и сигареты, - говорит Кущ.

Молодежь раскупает газеты раз в год - во время ЕНТ. В "Егемен Казахстан" и "Казахстанской правде" печатают его результаты, в обычные дни Алексей закупает 3-10 экземпляров, в «пик» - 300.

Бабушки всех спасут

- Сейчас тираж нашей газеты - 26 тысяч экземпляров. В хорошие времена – зашкаливал за 40 тысяч. А в последние годы тираж уменьшился в 1,5 раза, - рассказывает главный редактор актюбинского еженедельника "Диапазон" Елена Гетманова. - Каждый четверг, в день выхода газеты, посещаемость нашего сайта доходит до 10 тысяч просмотров. Думаю, это как раз то, что потеряли на бумажном варианте.

На сайте редакция пока не зарабатывает, а размещать в сети то, что вышло в газете лишь через несколько дней, Гетманова считает нерезонным. Тем не менее, настрой у нее оптимистичный.

- Думаю, нас спасут наши верные бабушки. Помню, в 96-м-97-м годах только они и распространяли нас. При том, что делали очень большой тираж. Тогда в городе практически не было киосков. И вообще, как главный редактор и журналист, думаю, мы должны думать о контенте издания. Я не пессимист. Не говорю, что вот - кирдык! - и все пропадет. Мы и в интернете боремся за читателей. Хотим запустить и мобильное приложение. Хотелось бы, чтобы и почта нормально работала. Ведь ни одно СМИ никогда не сделает собственную систему доставки, - говорит Гетманова.

Водители сельских акимов меняют профессию

У "Казпочты" - свои оправдания. Уверяют, что доставляют почту ежедневно. Правда, до глубинки дойти получается не каждый день. Да и с транспортом проблемы.

- Пользуемся услугами частных перевозчиков, составляем договор. В форс-мажорных обстоятельствах ничего не сможем сделать. Придется подождать, пока буран пройдет или дорогу откроют. Даже в некоторые аулы транспорт ездит не каждый день. Если там мало народу, то частникам нет резона таксовать между городом и аулом. Мы ориентируемся на выход областной газеты - вторник и четверг. И вообще, благодаря нашей организации все газеты доходят до глубинок, - говорит замдиректора Актюбинского областного филиала "Казпочта" Косыбек Болекбай.

По его словам, несмотря на то, что область – немаленькая, почтальоны стараются:

- Я не говорю, что мы идеально работаем. Мы доставляем почту до райцентра. А от райцентра до глубинок – уже трудновато. Обычно мы составляем договор с водителями сельских акимов. Кто-кто, но они часто ездят в райцентр, - рассказывает Болекбай.

К слову с этого года национальный оператор внедрил подписку через интернет:

- Первыми подписчиками по интернету мы были сами. Вначале было всего две республиканские газеты - "Егемен Казахстан" и "Казахстанская правда". На данный момент все газеты, что есть в каталоге, есть и в интернете. Можно без проблем оформлять подписку, - говорит Косыбек Болекбай.

Это, говорит представитель «Казпочты», в советские годы то, что в Кремле говорилось вечером, на следующий день знали в казахских глубинках: «Почта тогда считалась стратегическим объектом. Сейчас, допустим, на Жайсанбай, самолеты не летают».

По словам начальника отдела распространения, печати и периодических изданий Сагиры Шалабаевой, на 1 января 2015 года количество подписчиков по Актюбинской области составляло 143 783, что на 17 тысяч меньше, чем на 1 января 2014 года.

- Я не знаю, с чем все это связано. Может, финансовые затруднения. Вообще такая тенденция замечена с 2012 года. Хорошо, хоть с местными изданиями пока нет проблем, российские дорожают с каждым разом.

Начальник отдела удивляется, почему газеты и журналы получают от акиматов госзаказ, но при этом не идут на уступки, не снижают себестоимость газет.

На данный момент в Актобе через Казпочту можно оформить подписку на 24 местных издания. Есть частные распространители, мелкие киоски, правда, их точное количество никто не знает.

Госзаказ на 275 миллионов

На сегодняшний день в Актюбинской области насчитывается 60 СМИ. Работники управления внутренней политики стараются отслеживать рынок, но электронных версий и интернет-СМИ с каждым днем все больше.

- У областной казахскоязычной газеты "Актобе" тираж - 25 тысяч. Когда-то у "Эврики" был 17-18 тысяч, сейчас около - 10 тысяч. В паспортных данных газет "Актобе Таймс" и "Керек инфо" - 5 и 3 тысячи соответственно. Мы особо не анализируем. Но уменьшение тиража печатной продукции - налицо, - рассказывает начальник отдела управления внутренней политики Актюбинской области Алмас Елбосынов.

По его словам, много открывается рекламных изданий, но ненадолго. Не выдерживают темпа и конкуренции. Елбосынов также рассказал, что на область в 2015 году акимат Актюбинской области выделил 275 миллионов тенге - это госзаказ.

К слову, это сумма каждым годом растет. Зато, как признался представитель акимата, количество получателей периодики с каждым разом падает.

"Разнарядкой мы не занимаемся. Нет у нас такого", - был краток чиновник.

Деньги госзаказа распределены в основном между областными изданиями и телевидением. Перепало и нескольким частным СМИ. По словам начальника отдела, между СМИ Алматы и Астаны также будет объявлен конкурс от областного акимата:

«Разыгрывается в этом году 23 лота, что на 5 больше, чем в предыдущем году", - отметил начальник отдела информационной политики и мониторинга.

Но, несмотря на увеличение суммы государственных субсидий, налицо - снижение тиражей и порою - ухудшение контента. У региональных медиа-менеджеров пока только один свет в конце тоннеля - развитие интернет-СМИ. Осталась вера в проникновение интернета и тех же бабушек, которым предстоит оперативно освоить новые технологии.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики