В парламенте пытались выяснить, почему казахстанцы по-прежнему не могут купить «доступное» жилье
Первые в мажилисе пятого созыва парламентские слушания были посвящены, пожалуй, самой злободневной народной теме – вопросам обеспечения граждан страны жильем. Слушания инициировал комитет мажилиса по социально-культурному развитию, а председатель комитета Дарига Назарбаева лично выезжала на проблемные объекты, общалась с дольщиками и изучала, как проходит термомодернизация старых домов.

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Первые в мажилисе пятого созыва парламентские слушания были посвящены, пожалуй, самой злободневной народной теме – вопросам обеспечения граждан страны жильем. Слушания инициировал комитет мажилиса по социально-культурному развитию, а председатель комитета Дарига Назарбаева лично выезжала на проблемные объекты, общалась с дольщиками и изучала, как проходит термомодернизация старых домов.   

 

Печальные итоги этой работы Назарбаева озвучила, едва открыв слушания. Даже официальная статистика, которая традиционно показывает не самую печальную картину, в этой сфере оптимизма не внушает. По данным 2011 года, из стоящих в очереди на жилье 147 тысяч граждан, заветную жилплощадь получили лишь три процента. Но при этом, заметила Назарбаева, точных данных об очередниках нет. Так, даже парламентский комитет не смог получить сведения об очереди на жилье из Костанайской, Мангистауской, Алматинской, Атырауской областей. А некоторые регионы представили цифры, вызывающие очень большие сомнения. Например, в Южно-Казахстанской области, где самая большая плотность населения и 65% многоквартирного жилого фонда требует капитального ремонта, в очереди на жилье оказалось всего десять тысяч человек. В Восточно-Казахстанской области немногим больше – 15 тысяч. Вряд ли такие данные отражают реальную картину.

 

Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, приветствуя участников слушаний, был настроен весьма оптимистично. Напомнив, что государство активно реализует программы по строительству жилья, он подчеркнул, что даже для граждан с невысоким доходом существует «возможность приобретения жилья с использованием собственных, либо заёмных средств». Поэтому «сегодня можно уверенно констатировать, что жилищная проблема в нашей стране поэтапно решается, что созданы действенные механизмы улучшения жилищных условий населения». Впрочем, признал Нигматулин, «несмотря на все предпринимаемые государством меры», «вопрос доступности жилья ещё определенное время будет являться весьма серьезным и злободневным». Для максимальной же эффективности государственных программ в сфере жилищного строительства, председатель Мажилиса считает наиболее важным обеспечить их четкую координацию, и при этом корреспондирование с государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития.

 

- То есть, сама реализация всех этих программ должна быть направлена не столько на достижение роста объемов строительства, но и на её доступность - и прежде всего - в точках экономического роста, - уточнил он. - На наш взгляд, эту ответственнейшую задачу по координации всей этой работы должно взять на себя Правительство, а Мажилис Парламента, если это необходимо, готов рассмотреть и принять меры законодательного обеспечения данного вопроса.

 

Вице-премьер Крымбек Кушербаев, выступая перед участниками, фактически обобщил все, что сделано государством для решения жилищной проблемы своих граждан. Напомнил о том, что Казахстан стал единственной в мире страной, вмешавшейся в отношения по сути субъектов рынка в период обвала строительного рынка, и, выделив деньги на достройку объектов, не оставил тем самым сотни казахстанцев без крыши над головой.

 

С другой стороны, заметил Кушербаев, стоимость жилья в стране сегодня действительно недоступна для многих граждан. По его данным, в среднем в областных центрах жилье стоит порядка 110 тысяч тенге за квадратный метр, а в Астане, Алматы, Актау и Атырау – 180 тысяч. «В результате сегодня только четверть наших граждан из числа трудоспособного населения могут самостоятельно решать жилищные проблемы», - посетовал Кушербаев, и тут же напомнил, что специально для решения жилищных проблем оставшихся трех четвертей населения и была разработана программа «Доступное жилье-2020». Правда, о том, что цены и по этой программе не намного отличаются от рыночных, вице-премьер упоминать не стал, но подчеркнул, что для каждой из групп населения в программе найдется «своя линия».

 

- Когда говорим о социальных люфтах, надо помнить, что для молодых людей, родителями которых является наше государство, независимый Казахстан, первым этажом должно стать решение фундаментальных для их жизни жилищных вопросов. Бездомными в буквальном смысле слова являются только люди, ведущие асоциальный образ жизни: бомжи, наркоманы, люди, страдающие алкогольной зависимостью, - сказал вице-премьер. - Вряд ли к бездомным можно отнести людей, снимающих жилье. Даже во многих развитых странах доля арендного жилья в общей структуре жилищного фонда составляет 30-50%. В Европе до 60% населения проживает на съемных квартирах. В США - 35%, и это нормально. А у нас рынок арендного жилья только начинает развиваться. В то же время, чтобы обеспечить граждан со скромным доходом современным жильем, необходимо расширение практики аренды жилья, в том числе - некоммерческой аренды.

 

Предлагаемое сегодня арендное жилье, по его мнению, будет вполне доступным для казахстанцев с небольшими доходами – молодых врачей, учителей, медицинского персонала среднего уровня и т.п. Студенческую же молодежь будут обеспечивать общежитиями – до конца 2013 года порядка 6 тысяч студентов обеспечат жильем, а с 2014-го начнется строительство общежитий в общей сложности на 50 тысяч мест. Но это – студенчество. Для другой категории молодежи планируется создать некие социальные общежития. Кушербаев заметил, что «у нас есть и так называемая маргинальная молодежь». «Как правило, это выходцы из сельской местности, приезжающие в город в надежде устроить свою жизнь и найти достойную работу. Горькая констатация фактов: здесь их никто не ждет, нет работодателей и перспектив на работу, нет социальных лифтов и временных общежитий. Верхом удачи для молодого жителя из глубинки может стать временная работа в сфере сервисных услуг - охранником, официантом, грузчиком, но чаще всего толкают тележки на базаре. Решением вопроса является создание для вчерашней сельской молодежи социальных общежитий для временного проживания».

 

В целом, резюмировал вице-премьер, жилищный вопрос на ближайшие годы для руководства страны является одним из приоритетных.

 

О том, как фактически идет реализация программы «Доступное жилье 2020» доложил глава агентства по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин. Вновь перечислив основные направления программы, он заострил внимание на проблемных вопросах. В их числе – отставание темпов строительства от запланированных. В шести регионах срыв этих планов уже ожидают. Это Карагандинская область (построено лишь 42% от плана), Павлодарская область (55,7%), Северо-Казахстанская (60,7%), Алматы (45%), Астана (70,5%). Помимо того, что сроки строительства затягивают застройщики, есть проблемы и в местных акиматах, которые, по словам Нокина, затягивают оформление правоустанавливающих документов после ввода жилья в эксплуатацию чуть ли не до полугода. Помимо этого, акиматы затянули и с подготовкой проектно-сметной документации на строительство кредитного и социального жилья, и в итоге на 2013 год трансферты из бюджета для этих целей не предусматриваются. В частности, с января следующего года не будет трансфертов на строительство кредитного жилья Акмолинской, Алматинской, Жамбылской и Западно-Казахстанской областям; жилья для очередников - Атырауской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областям; жилья для молодых семей - по Атырауской, Кызылординской и Мангистауской областям. Глава агентства попросил депутатов иметь в виду, что финансирование для этих областей «прогнозируется» лишь со второго квартала 2013 года, «но для этого акиматам надо своевременно подготовить проектно-сметную документацию».

 

Из-за бюджетных сложностей может остановиться и реализация весьма перспективного направления жилищного строительства – арендное жилье. Нокин напомнил, что на 2013 год предусмотрено 25 млрд тенге на увеличение уставного капитала Казахстанской ипотечной компании, являющейся оператором именно этого направления. Однако в бюджете эти средства отнесены к условно финансируемым расходам, что означает, что в случае ухудшения экономической ситуации эти деньги КИК просто не дадут. «Если финансирование начнется позже первого квартала 2013 года, это может привести к невыполнению поручения главы государства по строительству 1 млн. кв. метров арендного жилья», - посетовал Нокин.

 

Впрочем, несмотря на финансовые и бюрократические трудности, глава Агентства заверил депутатов, что программа будет реализована, а проблемы граждан с жильем – решены. Но у депутатов – иное мнение. По мнению Мажилис-вумен Майры Айсиной, назвать программу «Доступное жилье 2020» «всесторонне обеспечивающей возрастающий спрос населения,  и вызывающей должный оптимизм, трудно». Главная проблема в том, что правительство, уже реализовав целый ряд программ в жилищной сфере, прошлые ошибки не изучило, и в результате та самая «доступность  жилья для основной массы экономически активного населения на деле оказалась недоступной». 

 

- Кроме того, на наш взгляд, создано чрезмерное количество  различных  АО, их дочек, внучек. В итоге, по самым оптимистичным расчетам, финансовые потери на пути до генеральных подрядчиков составляют до 25% от стоимости строительства, и в конечном счете экономится на самом производственном процессе, а значит понижается  качество жилья, - отметила депутат. - Получается, что не правительство, выделяя государственные средства, определяет главные параметры, а зачастую финансовые институты и различные структуры, созданные для реализации Программы, диктуют условия, поскольку многие вопросы регламентируются их внутренними документами. В результате имеем то, что имеем: средства государства размываются, чиновники успешно рапортуют, очередь не сокращается,  люди  терпеливо ждут.

 

Главный же вопрос – цена. «Какой семейный доход должен быть, чтобы ежемесячно отдавать 80-100 тыс. тенге за съемную квартиру и столько же отправлять на счет в Жилстройсбербанк в течение 3-х лет, – удивилась Айсина. - Сегодня минимальный размер накопленных в Жилстройсбербанке денег должен быть не менее 50% от договорной суммы. И нередки ситуации, когда люди в силу невысоких доходов не могут накопить необходимую сумму в установленный срок. Аналогичная ситуация и по другим направлениям программы».

 

Нужны и единые правила распределения жилья, необходим и общественный контроль, и ответственность за нарушение правил и порядка реализации программы. Не помешало бы и налаживание производства собственных строительных материалов. Айсина вспомнила нашумевший в свое время «цементный вопрос», который, к слову, Казахстан до сих пор импортирует – причем до 80% от общего объема продаваемого в стране цемента. Стекло на все 100 процентов ввозится из-за рубежа. Импортируется металл, санфаянс, и другие, необходимые для строительной отрасли материалы. Когда же будет налажено казахстанское производство – даже депутатам выяснить не удалось.

 

Мажилисмены обратили внимание и на то, что жилищная программа никоим образом не предусматривает и такие вопросы, как создание социальной инфраструктуры. То есть, в свежепостроенных микрорайонах зачастую нет ни детских садов, ни школ, ни поликлиник. А это – уже весьма серьезные проблемы.

 

Помимо этого, необходимо и контролировать миграцию населения. Рауан Шаекин заметил, что бесконтрольная внутренняя миграция привела к тому, что в Астане и Алматы количество нуждающихся в жилье уже едва ли не зашкаливает. 

 

- Применительно к Астане и Алматы, анализ информации показывает, что численность граждан, стоящих в очередях на жилье – это треть населения Казахстана, нуждающегося в жилье. Вроде происходит нормальные, внутригосударственные миграционные процессы, люди ищут доступную работу, лучшие условия, переезжают в Астану, Алматы, - отметил он. - Однако мы должны сознавать, что это неконтролируемые процессы, нагрузка на бюджет. Что нужно сделать в этой ситуации. Первое – нужно ужесточить контроль в регионах над реализацией госпрограммы. Усилив в рейтинге оценки деятельности акимов параметры по вводу жилья. У граждан должна быть мотивация остаться в той или иной области, а не искать другое место жительства. Второе. Я не зря приводил цифру по нуждающимся в Астане и Алматы. Нами приняты в свое время законы о статусе Алматы и Астаны. Как бы это не звучало, и была бы мера непопулярной, но она не выходит за рамки конституции, я считал бы целесообразным, временно принять ограничения по прописке граждан в указанных городах. Третье. Ни для кого не секрет, в Алматы, Астане, есть собственник, который имеет несколько квартир и домостроений, которые зачастую пустуют. У нас в Конституции прописано, что собственность обязывает, должен быть разумный предел, тоже предлагаю внести в этом случае ограничения.

 

Пока депутаты и немногочисленные чиновники пытались найти ответы на свои вопросы, возле входа в парламент бушевали дольщики и ипотечники. Узнав, что в мажилисе проходят парламентские слушания по жилищным вопросам, несколько десятков ипотечников из Актау, Шымкента, Астаны, Алматы и других регионов, пытались штурмовать парламент. «Почему же они нас не позвали, это и наша проблема», - возмущались люди. В зал заседаний их никто не впустил. Выходить к гражданам депутаты – участники слушаний - тоже не стали. Лишь сотрудники аппарата устало объясняли людям, что впустить их в режимное учреждение никто не имеет права. Единственное, что удалось ипотечникам – передать очередные письма-жалобы депутатам.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики