Член рабочей группы по реформе госуправления: «Речи о досрочных выборах сегодня не идет»

Тамара Вааль, Астана, Vласть

Вице-спикер сената и по совместительству член рабочей группы по перераспределению полномочий между ветвями власти Сергей Громов в четверг в кулуарах пленарного заседания палаты рассказал, каким образом будет работать парламент и правительство после передачи им президентских полномочий и почему казахстанцам не стоит ждать досрочных парламентских выборов.

- Сергей Николаевич, вчера президент обратился к нации. Расскажите подробнее, что именно обсуждается рабочей группой?

- Президент присутствовал на крайнем заседании рабочей группы по разграничению полномочий. И принято решение, как вчера озвучил президент, на всенародном обсуждении получить обратную связь от населения, от юридического сообщества, от независимых организаций. Потом рабочая группа обобщит эти предложения. Хотя уже на сегодня известно, что более 30 полномочий президента будет передаваться правительству. Это в рабочей группе прозвучало. И после обсуждения рабочая группа будет собираться, подготовит документ на утверждение президенту.

- То есть, о референдуме речь не идет?

- Речь о референдуме на сегодня не идет. Сегодняшние изменения даже в Конституцию, они не затрагивают сами устои нашего общества, не затрагивают социальные гарантии нашего населения. Они носят характер упорядочиваниz полномочий. И те полномочия, которые президент передает правительству, они наоборот, способствуют тому, чтобы правительство на себя брало больше ответственности и соответственно, могло принять необходимые меры, не оглядываясь на президента все время.

- Ведется ли разговор о том, что парламент может стать однопалатным?

- Разговоры в обществе идут. Но сегодня так вопрос не ставится. Мое личное мнение, сегодня парламент, состоящий из двух палат – это наиболее оптимальная организация представительной власти. Она обеспечивает, в том числе, и качественное принятие законов. Если нижняя палата упустит что-то, верхняя – всегда может поправить. У нас в сенате сидят люди, умудренные опытом и юридическим, и опытом хозяйственной работы, политической. Поэтому верхняя палата необходима, как еще один фильтр для того, чтобы законы выпускались качественно и служили именно для нашего народа.

- Некоторые эксперты высказывают мнение о возможных досрочных выборах.

- Какие обоснования для досрочных выборов? Абсолютно никаких. Правительство не идет в отставку, парламент не объявляет недоверия правительству. И сегодня конституционные изменения по передаче полномочий не влекут за собой таких коренных изменений для того, чтобы объявить выборы. Я считаю, что вообще никакой целесообразности нет ни в каких выборах. Они идут у нас нормально. Каждый год в маслихаты доизбираются те, которые выбыли, в парламент идут согласно (спискам - V). Когда бывает критический момент, тогда и объявляются досрочные выборы.

- По вашему мнению, кто все-таки должен назначать министров?

- Если судить из того, что мы сегодня обсуждаем на рабочих группах, министров должен назначать премьер. Но, после консультации с парламентом, в первую очередь, с мажилисом. Естественно, кроме тех министров, которые непосредственно подотчетны президенту – министерство обороны, безопасности, иностранных дел, которые влияют на сами функции президента.

- Вчера политолог Досым Сатпаев заявил, что наше правительство и парламент пока не готовы к тому, чтобы им передали функции президента. Они еще не на столько сильны. Как вы относитесь к этому?

- Знаете, никто же не ставит сегодня вопрос по переходу к парламентской республике. А те полномочия, которые сегодня от президента будут передаваться парламенту, они вполне удобоваримы для парламента. И парламентарии готовы к этим полномочиям. А правительство, я считаю, если им будут даны дополнительные полномочия, они будут чувствовать еще большую ответственность и будут обязаны исполнять. Не будут оглядываться назад и ссылаться на президента, порой подводя его. И, как я уже говорил, бывает, принимаются программы, не заканчивается программа, ставится на утрату и, с несколько другим названием, другая программа создается. Теперь предполагается, что правительство будет утверждать программу, разумеется, после консультации с президентом и парламентом и, будет отвечать за эти программы. В итоге, будет персональная ответственность как министров, так и всего правительства.

- То есть, наконец появится та самая персональная ответственность министров, о которой много лет говорят?

- Да. И на чем настраивает наш президент. Он все время об этом говорит.

- Но ничего не происходит, тем не менее....

- Вот с передачей этих полномочий, я думаю, это произойдет. Поскольку они будут чувствовать ответственность и не будут ссылаться, что у них кто-то за спиной стоит. Они должны сами отвечать. На то они и министры. Об этом говорит и президент: «Берите на себя ответственность. У вас достаточно прав, но и ваши обязанности вы должны исполнять».

- При увеличении полномочий парламента, считаете ли вы, что нужно увеличить требования к депутатам?

- Я считаю и на сегодня они достаточно серьезные. Там целый перечень требований к депутатам для того, чтобы их выдвинуть, в том числе и этического плана. Конечно же, я не скажу, что они должны быть все белыми и пушистыми, это понятно. Конечно же, в этическом плане, в плане чистоты их помыслов и убеждений и прошедшей жизненной школы, они не должны подвергаться какой-то критике и не должны своим званием подрывать авторитет парламента. Или своими действиями подрывать авторитет парламента. С этой точки зрения, с этической, социальной требования к депутатам достаточно высокие, и они должны повышаться. Каждый депутат должен чувствовать ответственность. Если у него, образно говоря, рыльце в пушку, лучше не соваться туда, потому что сегодня все открыто. Сегодня, если печатные СМИ чего-то не напечатают, то в интернете опубликуют все. И эту лавину информации и обсуждения невозможно удержать. Отсюда и ответственность.

Суть конституционной реформы. Краткие тезисы обращения Назарбаева к нации

Фото с сайта http://today.kz/

Шеф столичного бюро Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики