Создатель проекта AUA Ася Тулесова: «Казгидромет» порекомендовал нам пройти калибровку»

Айсулу Тойшибекова, Vласть, фотографии Жанары Каримовой

Последние несколько недель алматинцев охватила паника – они впервые увидели, насколько загрязненным воздухом дышат. Vласть встретилась с Асей Тулесовой, которая занималась созданием Almaty Urban Air, приложения, наглядно показавшего уровень загрязнения воздуха, чтобы поговорить о том, как работает измеритель РМ10, зачем нужна калибровка оборудования и чего не хватает Алматы.

— Ася, расскажите о том, как вы пришли к разработке приложения. Кто этим занимался? Как пришла идея создания проекта?

— У нас была инициативная рабочая группа, каждые две недели мы встречались, обсуждали проекты, которые могли бы улучшить экологию города. Решили, что было бы здорово сделать мониторинг воздуха. Да, его мониторят, но данных недостаточно. Мы обратились за помощью в Генконсульство США, получили поддержку и реализовали проект. Основная часть бюджета ушла на покупку оборудования, потому что оно очень дорогое.

— Где находится измерительное оборудование?

— На Толе би-Сейфуллина, у нас пока только одна точка.

— Как вы думаете, является ли данный показатель измерения воздуха одинаковым по всему городу?

— Нет, мне кажется, что они варьируются. То есть это зависит от того, где ты находишься. Ближе к горам воздух, наверняка, чище. Но мы не знаем, конечно, этого точно.

— Планируете ли вы расширить количество измерительных приборов по городу?

— Для этого мы сейчас активно ищем спонсоров.

— Сколько человек сейчас работает над проектом?

— Вообще, нас двое. В разные проекты мы привлекаем партнеров, например, дизайнеров, разработчиков, пиарщиков. Сейчас команда состоит из 7-8 человек.

— Как работает сбор данных?

— Прибор минут сорок всасывает воздух, потом считает количество пыли на ленте до всасывания и после всасывания. Эту разницу он выводит. Эти данные аппарат скидывает на сервер, и они используются в приложении и на сайте. Показания говорят, что нам всем есть над чем работать, и ТЭЦ, и автомобилистам. Приложение не критикует, а мотивирует делать что-то.

— По какой причине проводится калибровка оборудования и когда приложение и сайт возобновят работу?

— «Казгидромет» порекомендовал нам пройти калибровку, чтобы соответствовать государственным стандартам. Есть определенные правила, которые мы должны соблюдать, чтобы действовать в рамках закона. Мы надеемся пройти эту процедуру как можно скорее, чтобы восстановить работу приложения. Это может потребовать несколько недель. Нам нужно найти лабораторию. Казахстанский институт метрологии может провести калибровку, но в Астане. Это государственный институт. Пока мы хотим найти частную лабораторию в Алматы. Мы будем стараться, чтобы все было сделано как надо.

— Приложение AUA стало довольно популярным в социальных сетях, как вы думаете, обратит ли внимание акимат на данную проблему?

— Мне кажется, да. Они молодцы, они сейчас уже решили менять город. На последнем Гражданском форуме аким говорил, что они хотят вовлекать гражданское общество в решение городских проблем. Надеемся, что они захотят поддержать проект и сотрудничать с нами, тем более, что вопрос взволновал большое количество горожан, которые готовы оказать нам свою поддержку, в том числе и финансовую. Люди постоянно спрашивают, когда мы сможем возобновить работу приложения.

— Но из акимата пока с вами не связывались?

— Мы говорили, да, надеемся увидеть их на презентации проекта 12 декабря. Мы думаем предпринять шаги, чтобы проект развивался быстро. Хотели провести презентацию в формате рабочих групп, куда бы мы могли приглашать специалистов. Презентация нашего проекта положит начало таким встречам. Я знаю, что сейчас есть много таких инициатив: UrbanForum, PechaKucha, «Городские практики». Чем больше, тем лучше. Очень важно вовлечь как можно больше людей в процесс обсуждения.

— Акимат пока вам не предлагал поддержку?

— Пока мы просто не обращались к ним за поддержкой. Мы очень надеемся, что мы станем партнерами. Сейчас мы работаем с медицинским университетом, на территории которого мы разместили наш датчик.

— Какие у вас дальнейшие планы, кроме размещения дополнительного оборудования по городу?

— Мы сейчас думаем над способами привлечения партнеров, может, это будет краудфандинг, может, мы обратимся к строительным компаниям. Будем учитывать пожелания и комментарии от жителей города.

— Какие отзывы вы получаете от пользователей?

— Очень много позитивных, и конечно, есть негативные, чисто технические. Люди говорят: зачем вы это все показываете? Мы и так это знаем. Но мне кажется, что наверняка найдутся те, кому это интересно, кому эта информация пригодится, кто сможет использовать ее с умом и сделать правильные шаги.

— Собираете ли вы данные в статистику?

— Для себя. Все данные, которые у нас есть сейчас, это фиксация состояния загрязненности воздуха в конкретный момент времени. Можем лишь выдвигать гипотезы и предположения связывать какие-то вещи, происходящие в городе, с показаниями.

Приложение показывает, что средние концентрации увеличиваются с началом отопительного сезона, но там, на самом деле, масса факторов, например, в холодное время года реже дует ветер.

— У вас на сайте и приложениях мало советов и рекомендаций…

— Мы думали над этим. У нас есть ребята – крутые копирайтеры, которые говорят, что нужно разнообразить рекомендации, но мы решили все не усложнять. Сделали все простым и доступным, использовали те рекомендации, что даются в других странах. Конечно, мы можем придумать свои рекомендации, которые не помогут нам в распространении данных, нам начнут говорить: «Почему вы посоветовали это?» Мы рассчитываем на здравые рассуждения тех, кто использует наше приложение. Если ты видишь, что показатели превышают норму... Это твоя жизнь, ты сам решаешь. Мы просто тебе говорим: «Лучше сделать так», но ты конечно можешь сделать по -другому, ты принимаешь решение в соответствии со своими ориентирами.

— Довольны ли вы откликом алматинцев? Та ли это реакция, на которую вы рассчитывали?

— Да, но мы не думали, что будет такой большой резонанс, но мы в целом рады, что эта тема волнует жителей города. Мы рады, что нам стали писать, обсуждать это. Наша цель — чтобы люди задумались над этой проблемой, чтобы это побудило их менять свои привычки. Вдруг все пересядут на велосипеды?! Я не думаю, что хождение в респираторах решит проблему.

— Ну, у нас приостановили работу трамвая, хотя он не загрязняет воздух.

— Я очень сожалею, что трамвай убрали. Меня пугают импульсивные решения. Мне кажется, мы должны думать о долгосрочных планах. Трамвай не надо было закрывать, может, надо было подумать над тем, откуда взять инвестиции, чтобы обновить трамвайное депо.

— В акимате говорят: «что, возможно, когда-нибудь».

— «Возможно когда-нибудь» не помогает, потому что проблема сейчас актуальна. Нужно принимать решение сейчас, потому что от этого зависит здоровье людей, жизненные силы жителей города Алматы, тех же детей.

— Помимо AlmatyUrbanAir, какими проектами вы занимаетесь?

— До этого мы делали проекты в Мамыре, мы пытаемся создать безопасный район с парками, чтобы показать на примере одного района, что это можно делать везде.

— Как вы думаете, чего не хватает Алматы сейчас?

— Мне не хватает улыбок. Мне кажется, не хватает непринужденности, потому что много всего навалилось. Не хватает велосипедистов. Не хватает свободы самовыражения. Не хватает личного почерка.

— На ваш взгляд, в Алматы уже зародилась сильная гражданская позиция, когда горожане готовы отстаивать свой город?

— Мне кажется, да. Все больше и больше людей к этому подключаются. Вообще у нас так много хорошего делается: эксперты к нам приезжают, проводят исследования. Есть целый проект – «Устойчивый транспорт Алматы», в его рамках провели исследование, выработали кучу рекомендаций. Нам нужно собраться и понять, чего мы хотим в долгосрочной перспективе. Не гоняться за минутной выгодой… Все пройдет, мне кажется, самое дорогое, что у нас есть – это наши люди, наша природа, наша история. За это нужно держаться, потому что это в конце концов принесет нам несметные богатства. У нас отличные люди. Мы так часто слышим критику, часто себя критикуем, что кажется уже всё, но нужно осознать и поверить в свои силы. Наша система должна меняться и осознавать потенциал этих людей. Чем разнообразнее взгляды на жизнь, тем лучше, потому что из этого родится что-то стоящее. Я очень рада, что акимат сейчас активно нацелен на работу с гражданским обществом, потому что думаю, что из этого родится что-то очень хорошее.

— Даст ли плоды эта готовность? Потому что все попытки сохранить здание на Желтоксан, 115 или высказывания в защиту трамвая в Алматы…

— Это нерешенный вопрос. Все нам говорили, что Кок-Жайляу – это решенный вопрос, тем не менее, что-то подсказало им остановить строительство. Что?

— Оптимизация бюджетных средств. Кризис.

— Пусть. Я считаю, что это еще и заслуга «Зеленого спасения», которые не сдавались, постоянно вели борьбу, шли к цели. Никогда ничего не решено окончательно.

Вы можете сказать, что все решено и делать что-то не имеет смысла. Тогда можно вообще не жить, потому что все решено и не имеет смысла.

Но это наша жизнь, наши идеалы, чаяния, надежды. У нас одна надежда на всех – мы все хотим, чтобы все было хорошо. Государство – это те же люди, и они тоже хотят, чтобы у их детей все было хорошо. Мы не говорим на одном языке, но мы стараемся, учим. Учимся принимать критику. Мы совершаем ошибки. Нужно научиться не бояться говорить, но критикой не убивать дело, а помогать развивать его.

Все понимают, что мы в такой ситуации находимся, когда нам нужно быть вместе. Нам нужно научиться пользоваться ресурсами, которыми мы обладаем. У нас очень много инициатив всяких, нам нужно уметь координировать свои усилия. Научиться не просто перекладывать ответственность, а делегировать. Тогда мы сможем, не снимая с себя ответственности, вовлекать в процесс всех. Как-то так.

— Вы говорили, что задача вашего проекта – привлечь внимание и изменить отношение алматинцев к транспорту и проблемам города. Как вы рассматриваете предложение о запрете въезда в город иногороднего транспорта? Такой вопрос уже поднимался.

— Мы сейчас тоже были на передаче и обсуждали этот вопрос. Это проще всего – начать сразу все запрещать. Это точно не выход. Мы должны мотивировать людей. Сами горожане используют большие, габаритные машины.

Не начинай с запретов, начни с того, что ты сам пересядешь с большого джипа на Smart или вообще на велосипед, и пару раз в неделю будешь доезжать на работу на автобусе или метро.

Воздух – индикатор качества жизни в Алматы, индикатор качества жизни в Казахстане, потому что на городе сказывается, как тяжело жить на селе. Все люди хотят хорошо жить, чтобы у их детей было хорошее образование, хотят веселиться. Не надо выгонять людей, которые и так стараются как могут. Нужно поощрять какие-то перемены. Это очень большой вопрос, очень сложный. Нужно понять, как сократить количество машин на самом безболезненном уровне. Может машина – это единственный способ выплачивать ипотеку? Не надо так категорично делать все. Очень сложно всех любить, но мне кажется, именно в этом заключается ответ. Мы – это все, что есть друг у друга.

— Также была идея сделать въезд в город платным.

— Знаете, это такие меры, которые нужно просчитывать. У нас очень часто принимаются решения: «О, а давайте сделаем это!» Проблема наша в том, что мы делаем формальные вещи, которые на бумаге выглядят как надо, но на деле не работают. Мы сами придумываем себе стандарты, мы должны сами понимать, что работает, а что нет. Нам нужна оценка эффективности проектов, у нас этой оценки нет. Никто не отслеживает эффективность решений.

Начните с себя, государство подтянется. У него не будет другого выбора, потому что государство – это мы. У государства иногда просто не хватает, извиняюсь, может знаний. Им очень нужна наша помощь, чтобы мы предоставляли конструктивную критику.

Все говорят, что наш проект не выживет. Он выживет, потому что акимат понимает, что проект важный, что от этого зависит будущее.

— Решение проблемы смога в Алматы – это дорогостоящее мероприятие, иначе бы за нее давно взялись.

— Нужно понимать, как распределяется бюджет. Нам очень важно, чтобы государственный бюджет был открыт, чтобы была возможность посмотреть куда тратятся государственные средства. Бюджет наш должен быть гибче, он должен учитывать рекомендации извне, потому что нельзя все время жить по накатанной.

— Вы готовы давать рекомендации?

— Мы отвечаем за свой проект. Мы не должны всё всем говорить, давать рекомендации. Мы дали людям информацию. Что вы будете делать с этой информацией, решать вам. Мы хотим расширять мониторинг, мы хотим, чтобы были изменения к лучшему, но мы хотим работать вместе, а не за всех.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые