Каково в Казахстане быть учителем?

Когда-то носить звание педагога было гордостью: профессия преподавателя была одной из самых престижных, абитуриенты с трудом поступали в пединституты и готовили себя к благородному будущему. Сегодня профессия учителя и воспринимается иначе и сами учителя относятся к своей работе уже по-другому. Vласть изучает, какого в Казахстане сегодня быть учителем государственной школы.

Тогжан Калиаскарова, Vласть

Когда-то носить звание педагога было гордостью: профессия преподавателя была одной из самых престижных, абитуриенты с трудом поступали в пединституты и готовили себя к благородному будущему. Сегодня профессия учителя и воспринимается иначе и сами учителя относятся к своей работе уже по-другому. Vласть изучает, каково в Казахстане сегодня быть учителем государственной школы.

В Казахстане на начало 2010 года было 282,3 тысячи учителей, за два года количество учителей увеличилось на 4,5 тысячи молодых специалистов. Большая половина новоиспеченных учителей поехала работать в сельские местности.

В любой профессии немаловажную роль играет заработная плата за труд. Прошлый год для всех казахстанских преподавателей школ бюджетной сферы оказался удачливым. Во всех казахстанских школах повысили размер ежемесячного трудового оклада.

Учителям высшей категории удалось удвоить размер зарплаты и на данный момент они получают около 110 000 тенге ежемесячно при полной нагрузке. Средняя зарплата рядового преподавателя (не имеющего высшей категории) составляет чуть более 60 000 тенге. Преподаватели сельских местностей получают заработную плату на 25% больше, чем их городские коллеги.

Из этого следует, что простому алматинскому учителю, с двухлетним стажем работы, с ежемесячной заработной платой 75 000 тенге, для покупки однокомнатной квартиры понадобится работать 10 лет, при этом откладывать полную сумму своего оклада. Если откладывать до трети зарплаты, то понадобится, соответственно, примерно 25-30 лет. Подсчет не учитывает рост зарплаты, за 10 лет она, благодаря наработанному стажу, вырастет примерно на 30%, за 25 лет – больше, чем на 70%..

По закону об образовании, у преподавателей есть льгота на получение государственной жилплощади или комнаты в общежитии, но, по мнению преподавателей, с которыми Vласть беседовала, накопить за 10 лет на квартиру реальнее, чем жить в ожидании жилплощади по льготе. Преподавателям, которые едут работать в аулы, жилье предоставляется сразу.

Сегодняшнюю не роскошь, а потребность - личный автомобиль - учитель школы сможет приобрести намного быстрее, чем квартиру, но в Казахстане далеко не каждый учитель ездит на своем авто. Как бы ни повышали заработную плату, рядовому преподавателю школы все равно недостаточно средств на покупку личного транспорта.

Помимо основной заработной платы, учителя получают доплату за классное руководство, за проверку тетрадей, письменных работ, за заведование учебными кабинетами, углубленное преподавание предметов, за работу в режиме эксперимента и другие выплаты в порядке, установленном законодательством.

Если отбросить в сторону тему заработной платы преподавателей, то в работе учителя есть несколько преимуществ. По Трудовому кодексу, учитель должен находиться на работе 40 часов в неделю, около 6 часов в день, включая субботу.

Получается, что у учителя есть выбор – работать в первую смену или во вторую. По таким расчетам, нагрузка казахстанского учителя на два часа меньше нагрузки офисного сотрудника и есть возможность построить гибкий график трудового дня.

Не секрет, что многие казахстанские преподаватели в свободное от работы в школе время подрабатывают репетиторством на дому. Учителя школ говорили Vласти, что репетиторство приносит неплохой заработок.

У казахстанского преподавателя, помимо льгот на жилплощадь, есть ряд других льгот, которыми он может воспользоваться вне зависимости от стажа работы. К примеру, оплачиваемый трудовой отпуск, продолжительностью 56 календарных дней, возможность участвовать во всевозможных государственных конкурсах, где предоставляются денежные награждения в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя (более 1,5 млн. тенге в настоящее время).

У учителей средней школы тоже есть понятие «карьерная лестница». У каждого учителя есть цель стать преподавателем высшей категории. В Казахстане сейчас действует новая система - шесть квалификационных градаций педагогов, вместо старых трех. Для того чтобы стать преподавателем высшей категории необходим определенный стаж работы, прохождение ежегодной аттестации и курсов повышения квалификации.

Некоторые бывшие казахстанские учителя добились больших успехов. Светлана Ферхо, депутат мажилиса, имеет педагогическое образование и опыт работы учителем. Много лет она была учителем истории и обществоведения в школе в Зыряновске.

Аким Астаны Имангали Тасмагамбетов тоже по образованию педагог. Работал в Махамбетской средней школе в Атырауской области учителем географии и биологии. Есть и другие известные казахстанцы, начинавшие карьеру в педагогике.

Министр образования и науки Бахытжан Жумагулов обещает казахстанским преподавателям вполне светлое будущее. В одном из своих выступлении он сообщил, что в Казахстане к 2015 году зарплата учителей увеличится в 2-3 раза, а это главная мотивация для молодых учителей продолжать свою работу в школе.

Жизнь казахстанского школьного учителя сегодня уже не так тяжела, как в 1990-е, говорят преподаватели.

Наталья Сыртцева и двух лет не смогла продержаться в школе. Сейчас, имея высшее педагогическое образование, она работает продавцом-консультантом в магазине, и уверяет, что работать в школу никогда не вернется: «Мне иногда казалось, что школа – это базар. Другими словами, чем больше ты продаешь свои уроки, тем больше ты получаешь денег. И уже было неважно, даешь ты знания, не даешь, главное - ты приходил на урок, отстреливался и уходил. Еще, я уверена, что в школах есть негласная «дедовщина»: преподаватели со стажем ни во что не ставят своих молодых коллег. Это далеко не педагогично, в итоге, я сломалась и закрыла для себя дорогу в школу».

Молодой учитель Ляззат Умарова рассказывает, что учителя часто сталкиваются с «оценивающими взглядами» со стороны учеников: ««Я намерено поступила в педагогический институт, я с самого детства хотела быть преподавателем в школе, общаться с детьми, молодежью, но я никогда бы и не подумала, что половина моей зарплаты ежемесячно будет уходить на одежду и аксессуары. Меня безумно оскорбило, когда ко мне подошла ученица 10 класса, и поинтересовалась, в каком бутике я покупаю свою одежду. Ответить твердо и показать свое недовольство вопросом на тот момент я не могла, потому что была на стадии знакомства с ребятами. Теперь на работу, я хожу как на войну. Я вижу, что отношение к преподавателям у учеников складывается не только по знаниям, которые мы даем, но и по внешнему виду».

Сауле Шаяхметова, преподаватель высшей категории с 30-летним стажем, считает, что заработная плата должна напрямую зависеть от региона и школы, в которой трудится специалист: «Если для Риддера трудовой оклад преподавателя в 80 тысяч - это большие деньги, то для Алматы это копейки. Также, следовало бы учитывать школу и классы, в которых преподает учитель. Обучать 20 учеников в одном классе и 42 ученика в другом классе – большая разница, а оклад и для того класса и для другого одинаковый».

Также, Сауле Шаяхметова, уверена, что молодым преподавателям сегодня «грех жаловаться на работу». Она считает, что труд сегодняшнего преподавателя упрощен благодаря готовым методическим планам, обилию литературы. Она уверена, что лучше быть преподавателем в школе, чем «секретарем на побегушках» в какой-нибудь компании.

Фото Тамары Вааль

Репортер интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики