Эксперты о том, как в новом документе сохранились почти все старые проблемы
​Идеология косметики: почему Налоговый кодекс почти не изменится после реформы?
Фото с сайта Akorda.kz

В середине октября экономический блок правительства представил новую версию налогового кодекса. Документ сразу же вызвал недовольство у депутатов мажилиса и экспертов. Мажилису не понравилось большое количество отсылочных норм и общая сложность трактовки статей. Эксперты же обратили внимание на другую сторону проблемы – с виду значительные изменения почти никак не снижают правовые и коррупционные риски для бизнеса.

В конце октября 2016 года парламент запустил процесс реформирования Налогового кодекса. До этого президент Нурсултан Назарбаев неоднократно призывал разработчиков реформировать этот институт так, чтобы он стимулировал деловую активность, увеличивал приток инвестиций и снижал размеры теневой экономики. Выражая свой взгляд на то, как должно выглядеть его содержание, он призывал разработчиков понятно изложить все нормы, кардинально упростить налоговое администрирование и избежать при этом повышения нагрузки на бизнес.

Черновик документа, представленный в первой половине этого года, противоречил этим установкам. Своими приоритетами министерство национальной экономики тогда обозначило проблемы потерь республиканского бюджета по НДС и отсутствие обязательного налогового учёта доходов и расходов предприятий. В конец же списка приоритетов ведомство поставило снижение оснований для внеплановых проверок и повышение ответственности за неуплату налогов.

Эксперты неоднократно выступали с критикой новой версии кодекса. Один из основных аргументов заключался в том, что она продолжит увеличивать нагрузку на бизнес. По расчётам центра «Талап», только в 2017 году бюджетная нагрузка на предприятия может вырасти до 22,5%, приблизившись к благополучному для страны уровню 2008 года, когда цены на нефть достигали $150 за баррель. Это угрожает Казахстану дальнейшим расширением теневого сектора, который до 2015 года уверенно сжимался.

Другой предмет критики черновика состоял в том, что он сохраняет прежний объём правовых рисков, во многом связанный с действием статей по лжепредпринимательству. В частности, они позволяли налоговым органам привлекать к ответственности и добросовестных контрагентов, которые могли заключать сделки со злоумышленниками. Кроме того, создавал эти риски и 5-летний срок исковой давности, который позволял налоговым органам пересматривать итоги ранней отчётности предприятий и доначислять им налоги.

Следующая версия налогового кодекса была представлена в середине сентября. Его одобрение члены правительства аргументировали тем, что он действительно упрощает процедуру администрирования, защищает добросовестных налогоплательщиков и стимулирует некоторые сектора экономики. Впрочем, депутаты мажилиса ответили на это резкой критикой документа. По их мнению, он не стал доступным для предпринимателей, в нём всё ещё велико количество отсылок и он по-прежнему включает множество норм, которые уже изначально не работоспособны. Они призвали разработчиков основательно доработать документ ко второму чтению.

Несмотря на критику, вице-министр национальной экономики Руслан Даленов рассказал Vласти, что принципиальных разногласий по проекту нового Налогового кодекса ни у кого нет: «Есть дополнительные предложения депутатов, и они сейчас рассматриваются. Эти поправки поступили в правительство, чтобы получить заключение от кабмина. В основном они касаются стимулирующих мер». Одна из главных мер, по его словам, касается электронной коммерции – предприниматели, открывающие электронные магазины, могут получить льготы по корпоративному подоходному налогу, если их доходы будут составлять не менее 90% от оборотов бизнеса.

Войти
У вас уже есть аккаунт? Войдите

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики